Метод «Внедрения функции качества» (от анг. Quality Function Deployment, QFD) является одним из вариантов подхода к принятию решений на этапе разработки изделий. Такой метод помогает настроить фокус внимания на важнейших характеристиках будущего изделия с точки зрения отдельного заказчика, сегмента рынка, компании или технологии.
Акцент на важнейших характеристиках позволяет убедиться в соответствии будущего изделия потребностям до начала его разработки. Ошибка или отсутствие такого понимания формирует огромный разрыв между производителем и потребителем.
Пример статистических данных по этой теме, иллюстрирует важность ее важность. Согласно отчетам, в 1955 году, более 80% случаев вывода на рынок новых продуктов и услуг заканчивались неудачей. По состоянию на 2003 год около 80% новых продуктов и услуг в течение 6 месяцев с момента вывода на рынок демонстрировали абсолютную невостребованность либо полное отсутствие прибыли.
Применение метода QFD может существенно снизить этот процент за счет соотнесения требованиям потребителей при планировании и разработке изделия, а также при создании технологии его изготовления и производства. Метод QFD помогает ответить на такие вопросы как:
- Что важно для заказчика?
- Как мы решаем задачи заказчика по сравнению с нашими конкурентами?
- Как оценить и(-или) разрешить эти требования?
- До какого уровня может это решение выполнить требование?
- Как технические требования взаимодействуют между собой?
Дом качества
Метод QFD – это определенная последовательность действий разработчика по преобразованию фактических показателей качества изделия в технические требования, процессы и оборудование необходимое для его изготовления и сборки. Основным инструментом метода QFD является матрица специального вида – «Дом качества». В ней удобно отражать связь между фактическими показателями качества (потребительскими свойствами изделия) и вспомогательными показателями (техническими требованиями к изделию).
Дом качества:
- Ведет от определения требований заказчика к детальным решениям/действиям
- Разделен на много комнат для описания точек зрения заказчиков и внутренних специалистов
- Помогает обеспечить удовлетворенность заказчика
Рабочий процесс состоит из 9 последовательных шагов по наполнению дома качества необходимыми данными:
- Определить приоритеты требований заказчиков (Комната 1)
- Определить рейтинг важности заказчиков (Комната 2)
- Определить, как ваша организация рассматривается заказчиком (Комната 2)
- Перевести требования заказчика в характеристики продукта/потенциальные решения (комната 3) (многие решения и требования заказчика обычно взаимосвязаны)
- Определить взаимосвязь между характеристиками и требованиями заказчика (комната 4)
- Оценить ваши возможности по сравнению с вашими наиболее серьезными конкурентами (комната 5)
- Оценить уровень характеристик, который, по мнению команды необходим для удовлетворения требований заказчика (комната 6)
- Определить цели (направление характеристик для увеличения ценности заказчика) (комната 7)
- Определить взаимодействие характеристик и оценок (комната 7)
Возможности и преимущества
На первый взгляд, метод QFD трудоемкий и сложный. Построение «Дома качества» для сложных изделий может занимать от 3 до 18 месяцев, однако, опыт его использования в Японии и США доказал свою высокую эффективность.
Использование метода QFD дает:
- Экономию трудовых ресурсов и средств (свыше 60%)
- Рост удовлетворенности потребителей
- Сокращение количества изменений вносимых в изделие при его производстве
- Сокращение периода обновления продукции