Menu

Внедрение функции качества

Метод «Внедрения функции качества» (от анг. Quality Function Deployment, QFD) является одним из вариантов подхода к принятию решений на этапе разработки изделий. Такой метод помогает настроить фокус внимания на важнейших характеристиках будущего изделия с точки зрения отдельного заказчика, сегмента рынка, компании или технологии.

Акцент на важнейших характеристиках позволяет убедиться в соответствии будущего изделия потребностям до начала его разработки. Ошибка или отсутствие такого понимания формирует огромный разрыв между производителем и потребителем.

Пример статистических данных по этой теме, иллюстрирует важность ее важность. Согласно отчетам, в 1955 году, более 80% случаев вывода на рынок новых продуктов и услуг заканчивались неудачей. По состоянию на 2003 год около 80% новых продуктов и услуг в течение 6 месяцев с момента вывода на рынок демонстрировали абсолютную невостребованность либо полное отсутствие прибыли.

Применение метода QFD может существенно снизить этот процент за счет соотнесения требованиям потребителей при планировании и разработке изделия, а также при создании технологии его изготовления и производства. Метод QFD помогает ответить на такие вопросы как:

  • Что важно для заказчика?
  • Как мы решаем задачи заказчика по сравнению с нашими конкурентами?
  • Как оценить и(-или) разрешить эти требования?
  • До какого уровня может это решение выполнить требование?
  • Как технические требования взаимодействуют между собой?

Дом качества

Метод QFD – это определенная последовательность действий разработчика по преобразованию фактических показателей качества изделия в технические требования, процессы и оборудование необходимое для его изготовления и сборки. Основным инструментом метода QFD является матрица специального вида – «Дом качества». В ней удобно отражать связь между фактическими показателями качества (потребительскими свойствами изделия) и вспомогательными показателями (техническими требованиями к изделию).

Дом качества:

  • Ведет от определения требований заказчика к детальным решениям/действиям
  • Разделен на много комнат для описания точек зрения заказчиков и внутренних специалистов
  • Помогает обеспечить удовлетворенность заказчика

Рабочий процесс состоит из 9 последовательных шагов по наполнению дома качества необходимыми данными:

  1. Определить приоритеты требований заказчиков (Комната 1)
  2. Определить рейтинг важности заказчиков (Комната 2)
  3. Определить, как ваша организация рассматривается заказчиком (Комната 2)
  4. Перевести требования заказчика в характеристики продукта/потенциальные решения (комната 3) (многие решения и требования заказчика обычно взаимосвязаны)
  5. Определить взаимосвязь между характеристиками и требованиями заказчика (комната 4)
  6. Оценить ваши возможности по сравнению с вашими наиболее серьезными конкурентами (комната 5)
  7. Оценить уровень характеристик, который, по мнению команды необходим для удовлетворения требований заказчика (комната 6)
  8. Определить цели (направление характеристик для увеличения ценности заказчика) (комната 7)
  9. Определить взаимодействие характеристик и оценок (комната 7)

Возможности и преимущества

На первый взгляд, метод QFD трудоемкий и сложный. Построение «Дома качества» для сложных изделий может занимать от 3 до 18 месяцев, однако, опыт его использования в Японии и США доказал свою высокую эффективность.

Использование метода QFD дает:

  • Экономию трудовых ресурсов и средств (свыше 60%)
  • Рост удовлетворенности потребителей
  • Сокращение количества изменений вносимых в изделие при его производстве
  • Сокращение периода обновления продукции
Задать вопрос